Национальный проект «Инфраструктура для жизни»
Предпосылки формирования нового нацпроекта
7 мая 2024 года, в день своей инаугурации, Глава государства подписал Указ «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года».
Мероприятия по автомобильным дорогам и общественному транспорту, которые были начаты в нацпроекте «Безопасные качественные дороги», будут продолжены в период с 25-го по 30-ый годы и сосредоточены в новом нацпроекте «Инфраструктура для жизни». Такая увязка федеральных проектов по жилищному строительству, коммунальной и дорожной инфраструктуре, благоустройству и общественному транспорту должна обеспечить достижение национальной цели «Комфортная и безопасная среда для жизни», определенной Президентом России.
Указом определены целевые показатели, характеризующие достижение национальной цели. Один из ключевых показателей – улучшение качества среды для жизни в опорных населенных пунктах на 30% к 2030 году и
на 60% к 2036 году. В этот показатель весомый вклад вносят дороги, иная транспортная инфраструктура и общественный транспорт.
Целевые показатели
Согласно новому указу о национальных целях развития нашей страны на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года в нормативном состоянии должно быть не менее 85 % федеральных трасс и дорог крупнейших городских агломераций, а также дорог в составе опорной сети. Аналогичный показатель по региональной сети должен быть не менее 60%.
Кроме того, к 2030 году поставлена задача снизить показатель смертности в результате ДТП в полтора раза по сравнению с показателем 2023 года, а к 2036-му требуется снижение в два раза.
Также к 2030 году доля парка общественного транспорта, имеющего срок эксплуатации не старше нормативного, в городах и агломерациях должна превысить 85%.
Еще более детальные задачи были поставлены ранее в Перечне поручений Президента России по реализации Послания Президента Федеральному Собранию, состоявшегося 29 февраля 2024 года:
- обеспечить к 2030 году строительство не менее 50 автодорожных обходов населенных пунктов;
- обеспечить развитие международного транспортного коридора «Север – Юг», в том числе за счет организации «бесшовных маршрутов».
Структура нацпроекта
В части Минтранса России в рамках нацпроекта «Инфраструктура для жизни» будет реализовано пять федеральных проектов:
«Развитие федеральной сети»;
«Региональная и местная дорожная сеть»;
«Общесистемные меры развития дорожного хозяйства»;
«Развитие общественного транспорта»;
«Развитие инфраструктуры Центрального транспортного узла».
Еще один федеральный проект, имеющий отношение к дорожной сфере, будет курировать Министерство внутренних дел РФ, это «Безопасность дорожного движения».
Всего же в структуру нового нацпроекта «Инфраструктура для жизни» вошли 12 федеральных проектов. Его паспорт утвержден в декабре 2024 года.
«Бесшовная» логистика
Развитие транспортной инфраструктуры на принципах «бесшовной» логистики станет одним из главных направлений деятельности на ближайшие годы.
Необходимо с помощью оптимизации транспортной инфраструктуры сделать так, чтобы грузы и пассажиры распределялись наиболее доступными и оптимальными способами. На основе транспортно-экономического баланса определяются параметры развития единой опорной транспортной сети, основой которой станет опорная сеть автомобильных дорог.
Одним из главных инструментов совместной работы станет реализация шестилетнего плана дорожной деятельности. Профильными региональными ведомствами и Росавтодором подготовлены программы дорожной деятельности 88 субъектов Российской Федерации на этот период. Таким образом, решение поставленных главой государства задач потребует полной концентрации сил и средств, постоянного тесного взаимодействия с субъектами Российской Федерации.
Развитие федеральных, региональных и местных дорог
Достижение показателя по приведению 85 % дорог федеральной сети в норматив обеспечивается за счет реализации следующих мероприятий:
- капитальный ремонт, ремонт и содержание федеральных автомобильных дорог;
- строительство и реконструкция дорог Росавтодора и Госкомпании «Автодор».
Отдельно следует отметить, что на выполнение задачи Указа по приведению 85 % дорог опорной сети в норматив федеральные дороги оказывают непосредственное влияние.
Еще один показатель – увеличение к 2030 году нормативного состояния региональных дорог до 60 %. Для решения данной задачи в ходе подготовки проекта федерального бюджета подготовлены согласованные предложения по обеспечению дополнительного финансирования дорожного хозяйства за счет дополнительных доходов от акцизов на нефтепродукты.
Также в нормативном состоянии к 2030 году должно быть не менее 85% дорог крупнейших городских агломераций. В рамках достижения этого показателя ведется работа с Минэкономразвития по определению перечня крупнейших агломераций и их границ, для того чтобы актуализировать состав их дорожной сети.
В состав национального проекта «Инфраструктура для жизни» в отношении дорожной составляющей входят следующие федеральные/региональные проекты, которые до 2025 года являлись частью национального проекта «Безопасные качественные дороги»:
1. «Региональная и местная дорожная сеть».
2. «Общесистемные меры развития дорожного хозяйства».
3. «Безопасность дорожного движения».
В конце 2024 года Комитетом по дорожному хозяйству Ленинградской области обеспечено заключение следующих соглашений о реализации региональных проектов, содержащих распределение показателей и результатов федеральных проектов, входящих в состав национального проекта «Инфраструктура для жизни», от лица Ленинградской области с федеральными органами исполнительной власти Российской Федерации, ответственными за реализацию национальных проектов:
- соглашение о реализации на территории Ленинградской области регионального проекта Федеральный проект «Региональная и местная дорожная сеть» (Ленинградская область), обеспечивающего достижение показателей и мероприятий (результатов) федерального проекта, входящего в состав национального проекта «Инфраструктура для жизни» от 10.12.2024
№ 103-2024-И80047-1;
- соглашение о реализации на территории Ленинградской области регионального проекта «Общесистемные меры развития дорожного хозяйства» (Ленинградская область), обеспечивающего достижение показателей и мероприятий (результатов) федерального проекта, входящего в состав национального проекта «Инфраструктура для жизни» от 16.12.2024 № 103-2024-И90048-1;
- соглашения о реализации на территории субъекта Российской Федерации регионального проекта «Безопасность дорожного движения (Ленинградская область)», обеспечивающего достижение показателей и мероприятий (результатов) федерального проекта «Безопасность дорожного движения», входящего в состав национального проекта «Инфраструктура для жизни» на территории Ленинградской области от 02.12.2024 № № 188-2024-И50038-1.
Соглашениями для Ленинградской области установлены следующие к достижению показатели в разрезе федеральных/региональных проектов:
- «Региональная и местная дорожная сеть»
1. Доля дорожной сети городских агломераций, находящаяся в нормативном состоянии, %:
2025 |
2026 |
2027 |
2028 |
2029 |
2030 |
85,01 |
85,01 |
85,01 |
85,01 |
85,01 |
85,01 |
2. Доля автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения, соответствующих нормативным требованиям, %:
2025 |
2026 |
2027 |
2028 |
2029 |
2030 |
53,26 |
54,36 |
55,47 |
56,97 |
58,08 |
60,00 |
3. Доля автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения, входящих в опорную сеть, соответствующих нормативным требованиям, %:
2025 |
2026 |
2027 |
2028 |
2029 |
2030 |
78,37 |
79,15 |
79,8 |
81,34 |
83,07 |
85,00 |
- «Общесистемные меры развития дорожного хозяйства»
1. Размещение автоматических пунктов весогабаритного контроля транспортных средств на автомобильных дорогах регионального или межмуниципального, местного значения, шт.:
2025 |
2026 |
2027 |
2028 |
2029 |
2030 |
4 |
4 |
5 |
5 |
6 |
7 |
2. Установка стационарных камер фотовидеофиксации нарушений правил дорожного движения на автомобильных дорогах федерального, регионального или межмуниципального, местного значения, шт.:
2025 |
2026 |
2027 |
2028 |
2029 |
2030 |
372 |
383 |
394 |
405 |
416 |
428 |
- «Безопасность дорожного движения»
1. Количество погибших в дорожно-транспортных происшествиях на 10 тысяч транспортных средств, человек:
2025 |
2026 |
2027 |
2028 |
2029 |
2030 |
3,51 |
3,31 |
3,1 |
2,9 |
2,7 |
2,48 |